ЦСР: К 2030 году объемы торговли РФ с недружественными странами снизятся в 5 раз
12 декабря 2023
Период 2021-2023 годов, в течение которого российская экономика пребывала под санкционным давлением, можно охарактеризовать как турбулентный. Произошли значительные изменения в направлениях международной торговли, что обусловлено резким снижением доли грузопотоков, приходящихся на «санкционные страны». Однако давление стран Запада и США привело к качественной и комплексной переоценке внешнеэкономических приоритетов страны, отмечает первый заместитель генерального директора Центра стратегических разработок (ЦСР) Татьяна Горовая.
ЦСР провел анализ динамики международной торговли за несколько лет и спрогнозировал международные грузопотоки до 2030 года по направлениям, странам и номенклатурам грузов. Подготовленный прогноз включает в себя описание транспортной логистики и тенденций в части железнодорожного транспорта, прогноз по морским маршрутам транспортных коридоров и оценку загрузки транспортной инфраструктуры с учетом инфраструктурных ограничений.
В исследовании сообщается, что если по итогам 2021 года экспорт в недружественные страны составлял 55% от общего объема, а импорта — 26 %, то к концу 2023 года прогнозируется 16% и 7% соответственно. Ожидается, что в перспективе до 2030 года объемы международной торговли с указанными странами снизятся пятикратно.
При этом наблюдается рост экспорта на восточном направлении с Китаем и в другие страны Азии, а также по маршрутам международного транспортного коридора «Север-Юг» и Азово-Черноморского бассейна за счет более интенсивной торговли с Турцией и государствами Ближнего Востока. Согласно подсчетам ЦСР, начиная с 2022 года объем экспорта в Индию вырос почти в 3,5 раза, в Азербайджан — на 27%, в Китай — на 15% и настолько же в Турцию, а также в Иран — на 7%. В импорте наблюдается аналогичная ситуация: импорт из Китая увеличился на 35%, из Юго-Восточной Азии — на 26%, из Турции — на 17%. При этом активное использование маршрутов международного транспортного коридора «Север-Юг» будет обусловлено инфраструктурными ограничениями Восточного полигона железных дорог и морских портов Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов.
Структура экспортной торговли в период 2021-2030 годы не претерпевает существенных изменений. Так, наибольшую долю по-прежнему составляют нефть (около 21%), уголь (21%), газ (19%) и нефтепродукты (около 13%). В структуре импорта в указанный период наибольшая доля будет приходиться на минеральные продукты и уголь (21%), при этом будет наблюдаться рост импорта угля и увеличение его доли в общем объеме перевозок на 4% к уровню 2021 года.
В то же время снизится импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (на 3% в сравнении с 2021 годом — прим. «РГ»). «Это можно охарактеризовать как повышение продовольственной безопасности России», — констатирует Т. Горовая.
Переориентация на восток будет стимулировать увеличение средней дальности перевозок и грузооборота на железной дороге, указывают в ЦСР. В части морского транспорта до 2030 года ожидается следующее: в Северо-Западном направлении — снижение общего и контейнерного грузопотока с постепенным восстановлением к 2035 году, в Дальневосточном бассейне — рост экспортно-импортных перевозок, включая мультимодальные контейнерные перевозки, а в Азово-Черноморском бассейне — увеличение экспортных перевозок.