Эксперимент с маркировкой товаров показал, кому она выгодна

22 мая

Впервые национальная система цифровой маркировки начала работать в 2016 году, с тех пор коды стали обязательными для 17 категорий товаров. Сейчас в статусе пилотов находятся еще 15 проектов.

Государство вводит обязательную маркировку, чтобы сократить контрафакт на рынке. Система делает прозрачной цепочку перемещения продукции — от производителя до реализации в магазине. На каждую единицу товара наносится уникальный дата матрикс код, который содержит информацию о производителе, дате и месте изготовления. Эти данные предприятия обязаны отправлять в национальную систему цифровой маркировки «Честный знак». Дальнейшая информация о приемке товара дистрибьютором или розничным магазином поступает туда же. В свою очередь, покупатели через приложение «Честного знака» могут отсканировать камерой смартфона код интересующего продукта и узнать всю информацию о товаре.

Для некоторых категорий продукции также вводится разрешительный режим в магазинах. Его смысл в том, что касса не может пробить товар с истекшим сроком годности. Нововведение пока коснулось только разливного пива, бутилированной воды, табачной и молочной продукции.

Разработчики уверяют, что подделать маркировку невозможно. Код состоит из двух частей — одна в виде уникального двумерного матричного штрихкода нанесена на упаковку, а вторая хранится в информационной системе, к которой ни у кого нет доступа. Конечно, технически можно скопировать маркировку и поставить ее на другую упаковку, но есть нюанс. В момент реализации подлинного товара код автоматически выводится из оборота. Это значит, что товар с точно таким же дата матрикс кодом продать будет невозможно. А если система обнаружит такую ситуацию, она выдаст предупреждение и передаст информацию в контрольный надзорный орган, который проверит всю цепочку перемещения данного товара.

Вроде все продумано до мелочей, и сами потребители хвалят систему. Однако цену защищенности покупателей пока платят представители малого и среднего бизнеса. Затруднения все еще есть у производителей продукции товарных групп, для которых обязательная маркировка введена давно.

— Мы выбрали типографский способ нанесения маркировки. При этом срок годности кода составляет 365 дней, а упаковки — два года. И наше небольшое предприятие не успевает вырабатывать упаковку за срок жизни кода. В итоге мы имеем огромное количество списания действительной упаковки из-за окончания срока годности дата матрикс кода, — делится представитель компании «Молочная культура» Юлия Филонская.

Такая проблема оказалась актуальной и для крупных производителей.

— Мы делаем заказы на 1000 этикеток, но в действительности нам печатают их 1050. В ассортименте предприятия есть около двухсот номенклатур. Со временем «хвостов» упаковки накапливается много, и нужно решать, что делать, чтобы они не успели превратиться в «ничто», — говорит представитель молочного завода «Лактис». — Мы писали в Центр развития перспективных технологий с просьбой разрешить продлить срок годности маркировки (ее продлевают на 180 суток), и несколько раз у нас получилось этого добиться.

Некоторую тревогу испытывают и производители товарных групп, которые сейчас находятся на стадии эксперимента.

— Предприниматель должен потратить два-четыре часа в день на обеспечение информационного ресурса вместо обучения для дальнейшего расширения производства. Микрокомпании не могут позволить себе нанять лишнего человека, и особенно — ИТ-специалиста в штат. Малый бизнес пытается сократить любые издержки, — отмечает продавец импортной косметики Виктория Арсеньева.

Участники рынка обращают внимание, что в косметике самый большой процент контрафакта. Однако разработчики системы пока не могут ответить, какой экономический эффект даст их проект. И неготовность объяснить, насколько и за счет чего уменьшится количество нелегальной продукции на рынке, еще больше настораживает производителей.

Кстати

Соблюдение требований к маркировке контролирует Роспотребнадзор. Проверки проходят только у розничных магазинов, подчеркивает начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ленобласти Анна Нефедова. Если в результате контрольно-надзорного мероприятия выявляются нарушения правил маркировки, производителю или продавцу грозит штраф. Для должностных лиц — в размере от пяти тысяч до 10 тысяч рублей, а для организаций — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Источник: Российская газета

Внешнеторговый оборот РФ и Японии продолжил сокращаться

19 июня
В России могут ввести маркировку банкоматов

19 июня
Общероссийское движение предпринимателей приглашает 18-20 июля на ярмарку

19 июня
Санкции не помешали продвигать на экспорт продукты российского АПК

19 июня

Мероприятия

Отбор проектов на Инвестиционный форум

Отбор проектов на Инвестиционный форум.

✦ Выступления в порядке живой очереди.
✦ Каждое выступление 4 мин. с последующим обсуждением.
✦ Для любых проектов от идеи до готового бизнеса, от стартапа до девелоперского проекта!

Формат: Онлайн

Подключить напоминание>>

 

 

21 июня
«День юридической помощи»

Участники смогут обсудить свои проблемы, касающиеся нарушений их прав, и получить квалифицированную правовую помощь в сфере ведения бизнеса.

Адрес: Тольятти, Ворошилова 17, БЦ Европа

Запись по телефону: +7 (917) 104-29-68 (с 9:00 до 17:00)

25 июня
Вебинар

Тема: «Юридические основы предпринимательской деятельности»
Формат: Телемост

Спикер: Татьяна Антипова — юрист

🔔Подключить напоминание>>

25 июня 16:00
Вебинар

«Индивидуальный предприниматель: налоги, взносы, отчетность»
Формат: Телемост
Спикер: Наталья Малкова

🔔Подключить напоминание>>

27 июня 16:00