Эксперты: Почти треть иностранных компаний «недружественных» стран остаются в России
25 марта
Порядка трети иностранных компаний из так называемых недружественных стран пока остаются в России, а покинули рынок с начала военных действий на Украине 62% компаний по состоянию на конец 2024 года, свидетельствуют данные, собранные аналитиками аудиторско-консалтинговой компании Kept (есть у РБК). Реже всего за это время, по их данным, уходил с российского рынка итальянский, бельгийский и швейцарский бизнес.
Kept мониторит собственную выборку, в которую входят более 300 зарубежных компаний.
Все сделки по продаже иностранного бизнеса проходят через одобрение подкомиссии правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями. Подкомиссию возглавляет министр финансов Антон Силуанов.
По состоянию на конец 2024 года завершили выход с российского рынка 183 компании из выборки Kept. Большинство из них продали свои активы какому-либо российскому бизнесу (103 кейса) или локальному менеджменту (40 кейсов).
По 96 иностранным компаниям — это примерно треть всей анализируемой выборки — информации о выходе с российского рынка не озвучивалось. В основном эти компании продолжают нормальную операционную деятельность, делает вывод Kept.
Еще 19 компаний, по данным Kept, находятся в процессе ухода («возможно, под вопросом», как отмечается в материалах), а семь иностранных активов были переданы под управление государства. Среди них, например, совместное предприятие пивоваренных AB InBev (США, Бельгия) и Efes (Турция), российский бизнес производителя бытовой техники Ariston (Италия) и сельскохозяйственная компания «Агротерра» фонда NCH Capital (США).
Как отмечает Kept, доля включенных в выборку компаний, покинувших российский рынок (в том числе утративших российские активы), увеличилась с 55% в 2023 году до 62% в 2024-м. При этом доля компаний, принявших решение о выходе, увеличилась с 64 до 68,5%.
По мнению экспертов Kept, значительная часть запущенных сделок может в итоге так и не состояться — «либо из-за отсутствия государственного согласования, либо из-за больших расхождений в позициях сторон». «Преимущественно судьба этих сделок будет зависеть от дальнейшего развития геополитической ситуации и изменений в режиме санкций и контрсанкций», — ожидают они.
Наиболее часто решения о выходе из бизнеса в России принимали компании из стран Северной Европы: доля их решений об уходе в выборке Kept составила 94%, а общее количество сделок составило 45. Как уточняют в Kept, сделки по уходу из России уже закрыли все 20 финских компаний выборки, «хотя при более глубоком рассмотрении еще можно отыскать немного финских компаний, пока не вышедших из России».
Также ушли 13 из 15 шведских компаний, по двум активам сделки еще в процессе. По Норвегии и Исландии доля решений об уходе составляет 100%, что может объясняться небольшим количеством присутствовавших в России компаний из этих стран. «Несколько отстает от них Дания с 73% завершенных выходов: проблемы Carlsberg повлияли на решение нескольких других датских компаний», — указывает Kept. Датская компания Carlsberg Group владела российской пивоваренной компанией «Балтика». Среди компаний из США, Германии, Франции и Великобритании доля вышедших из России составляет 59–67% от выборки Kept. Наиболее высокую долю выходов при этом имеют бывшие владения британской короны: Канада, Австралия и Новая Зеландия — 100%.
На этом фоне выделяются страны с низкой долей компаний, принявших решения об уходе. Это, например, Италия, где доля осуществленных выходов составляет около 22%, но если учесть и текущие обсуждения относительно возможной продажи, то показатель составит 39%. При этом аналитики Kept сомневаются, что все эти процессы продажи завершатся сделками.
По данным Kept, большая часть остающихся в России иностранных компаний «продолжают нормальную операционную деятельность бизнеса». В то же время около 6% приостановили активность и находятся в «режиме ожидания», отмечают аналитики. «Некоторые из них сейчас рассматривают вариант сдачи производственных площадей в аренду, но в перспективе они тоже могут решить продать или закрыть российскую дочернюю компанию, особенно при неблагоприятном развитии геополитической ситуации», — уточняют они.
Говорить о том, что поток сделок по продаже иностранного бизнеса уже окончательно остановился, нельзя, указывают в Kept. Источник: РБК