Экспорт российской агропродукции на восток растет
30 октября 2023
Россия увеличивает поставки на Восток. «По итогам 2022 года, Китай остается лидирующим импортером российского рапсового масла, мяса птицы, говядины, соевых бобов, овса, семян льна. Также Китай вышел на первое место среди покупателей российского меда и льняного масла. Экспорт рапсового масла увеличился в два раза в физическом выражении, почти 70 процентов всех зарубежных поставок рапсового масла пришлось на Китай», — рассказывает «РГ» Павел Конев, директор по IT и инновациям компании «Доставка морем».
Если основными импортерами продукции агропромышленного комплекса России в 2021 году были Евросоюз, Турция, Китай, Казахстан, Южная Корея, Беларусь и Египет, причем объемы экспорта в Китай и Египет показывали отрицательную динамику, то уже в 2022 году экспорт продукции российского аграрного комплекса не только нарастил свои объемы, но и изменил направления товарных потоков.
«В 2022 году Китай закупил 12,3 процента российского агроэкспорта, примерно столько же — Турция. Также в общей структуре крупнейших потребителей российских продуктов добавился новый игрок — Саудовская Аравия», — говорит директор Института экономики и финансов ГУУ, доктор экономических наук Галина Сорокина.
«В этом году ожидается увеличения вылова рыбы и морепродуктов — до пяти миллионов тонн. Резкого роста продаж за рубеж не будет. Но прирост планируется за счет увеличения спроса Китая и Кореи», — добавляет доцент финансового университета при Правительстве РФ Ольга Борисова.
Зерновая сделка
В середине октября этого года Россия и Китай подписали контракт на поставку зерновых на сумму почти в 26 миллиардов долларов. Это произошло во время визита Владимира Путина на Международный форум «Один пояс, один путь». По условиям контракта Россия за 12 лет поставит Китаю 70 миллионов тонн зерновых, зернобобовых, масличных культур.
«Сделка предлагает договоры на контрактное производство предприятиям-производителям, которые в ней участвуют. Это означает гарантированные условия сбыта для них», — говорит профессор кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург Елена Жиряева.
На фоне планов по увеличению поставок в КНР сельхозпредприятия смогут расширять посевные площади и продолжать увеличивать объемы выращивания зерновых культур, зернобобовых и масленичных грузов. В долгосрочной перспективе на экономике сельхозпредприятий это отразится увеличением их выручки от экспорта, добавляет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
При этом предусматривается развитие сухопутной транспортной инфраструктуры, что с одной стороны требует высокие инвестиционные вложения, с другой позволит сбалансировать товарные потоки и структуру товарооборота между Россией и Китаем. «Экспорт из России в Китай в большей мере ориентирован на нефтегазовую отрасль, которая в основном проходит трубопроводными путями. Объемы поставок других товаров, в том числе древесины не позволяют сбалансировать транспортные потоки в связи с увеличивающимся год от года потоком товаров из Китая. Именно поэтому развитие сухопутных путей, с одновременным строительством товарных логистических хабов позволит повысить эффективность внешнеторговых операций с Китаем», — отмечает Галина Сорокина.
Ценовая ситуация
«Что касается цен на внутреннем рынке на зерно и другие культуры, то не хотелось бы повторения ситуации с бензином, когда при значительно возросшем разрыве цен с мировыми, государству пришлось добиваться ценовой стабилизации всеми возможными мерами. То есть механизм регулирования цен на внутреннем рынке с учетом глобальной рыночной конъюнктуры, волатильности рубля и других факторов, должен быть предусмотрен заблаговременно», — обращает внимание экономист Сергей Гатауллин.
Сейчас одним из критичных факторов является большой урожай, как это ни парадоксально, продолжает гендиректор Международного сельхозконгресса ASIAEXPO 2023 Игорь Милованов. «Из-за введения потолка цен и некоторых проблем с логистикой отгрузка по крупным тендерам замедляется, в стране большое количество зерна, цена снижается. Также встает вопрос обновления автопарка специализированной техники. В данной ситуации отличным решением смотрится послабление в виде обнуления или снижения экспортной пошлины на зерно и выстраивание новых транспортных маршрутов», — обращает внимание эксперт. Российская газета