Председатель А.Ковалев Irina@oodp.ru

Минфин разработал порядок выведения компаний из-под запрета на субсидии

9 марта 2023

Для использования предусмотренной в этом году возможности выйти из-под запрета на получение бюджетных субсидий компаниями с офшорным участием Минфин предлагает бизнесу самостоятельно обращаться в госорганы за такими послаблениями, обосновывая их необходимость и описывая последствия отказа. Решения об исключениях будут приниматься по принципу «двух ключей», Минфином и Минэкономики, что, видимо, будет балансировать интересы экономической и бюджетной политики. Для снижения санкционных рисков совместные приказы ведомств о таких «изъятиях» не будут официально публиковаться и регистрироваться Минюстом.

Минфин подготовил порядок принятия решения о точечном выведении компаний с долей офшоров в капитале более 25% из-под запрета на предоставление им субсидий из бюджета. Как следует из проекта постановления правительства, решение будет приниматься по принципу «двух ключей»: получения согласия как главы Минфина, так и представителя Минэкономики в ранге как минимум замминистра. По всей видимости, финансовое ведомство будет взвешивать риски для бюджетных расходов, а экономическое — исходить из своих задач развития экономики и поддержки бизнеса.

Постановление предполагается утвердить в развитие принятого в конце 2021 года закона, ужесточающего условия предоставления господдержки в виде субсидий и бюджетных инвестиций.

На такие деньги не могут претендовать организации, в капитале которых доля прямого или косвенного участия офшорных компаний составляет свыше 25% (ранее было 50%).

Предполагалось, что новые правила будут применяться с 2022 года, однако по просьбе бизнеса ужесточение было отложено на год — для адаптации компаний к нему. Тогда же был пересмотрен подход к определению офшорного звена — вместо перечня государств и территорий, не раскрывающих данные о финансовых операциях, был применен более широкий список юрисдикций, используемых для промежуточного владения (в него, в частности, вошли Кипр, Гонконг, Ирландия, Черногория и Швейцария).

В прошлом году РСПП просил о пересмотре этого перечня (поскольку в него попали и страны, в которых российский бизнес рассчитывал локализовать производство) и о неприменении новых правил в течение хотя бы 2023 года (в том числе из-за санкций, см. “Ъ” от 25 апреля 2022 года). В итоге в ноябре 2022 года законом, устанавливающим временные особенности действия бюджетного законодательства, была предусмотрена возможность не применять этот запрет при выдаче субсидий компаниям «на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей». Это послабление действует до конца 2023 года — в порядке, определяемом Белым домом.

 

Как следует из описывающего этот порядок проекта постановления, российские компании вправе подать заявление в госорганы, которые распределяют субсидии (например, в отраслевые ведомства) с просьбой о неприменении к ним запрета, обосновав необходимость в принятии такого решения и описав последствия отказа.

Потребуется указать информацию о структуре и составе акционеров (включая лиц, под контролем которых находится компания), описать, в чем именно заключается несоответствие условиям предоставления субсидий, и сообщить о «проводимых и планируемых» мероприятиях по его устранению.

Полученные документы будут перенаправляться в Минфин и Минэкономики. Критерии, по которым эти ведомства будут принимать решение о снятии запрета, проектом не раскрываются (видимо, речь будет идти о степени «критичности» участия компании в том или ином проекте, например, в деле импортозамещения).

Интересно, что решение будет оформляться совместным приказом ненормативного характера — не требующего официального опубликования и госрегистрации в Минюсте. Это, очевидно, связано с рисками попадания компании под санкции в случае огласки решения. В целом такое «ручное» управление — пусть, вероятно, и в весьма ограниченном масштабе, несколько выбивается из создававшегося в последние годы механизма взаимодействия бизнеса и государства через информационные системы. Кроме того, оно усиливает конкуренцию между прежними планами по деофшоризации и идеей поддержки бизнеса в условиях санкций. КоммерсантЪ

Агрокомпании Узбекистана заявили о намерении активизировать торговое сотрудничество с РФ

27 февраля
Бизнес из РФ открыл 11 тыс. филиалов в дружественных странах

26 февраля
Минпромторг пояснил, как параллельный импорт помогает локализации производства

26 февраля
Малый и средний бизнес из сферы IT привлек почти 30 млрд рублей льготных кредитов

26 февраля

Мероприятия

Вебинар

«Налоговый контроль и налоговые споры. Инициативы ФНС»

В программе:
— требования налоговых органов. Учимся грамотно отвечать;
— какие могут быть экспертизы и как реагировать на их проведение;
— выемки документов и предметов;
— осмотры помещений и предметов;
— заседания рабочих групп или комиссии по легализации налоговой базы;
— инвентаризации товарно-материальных ценностей — для чего их проводят налоговые органы
Формат: Online

Подключить напоминание>>

28 февраля 16:00
Стартап-бранч

Приглашенные эксперты дадут бесценные советы и рекомендации в формате «вопрос-ответ» и поделятся собственным предпринимательским опытом! В ходе мероприятия каждый участник сможет презентовать свой стартап!

Формат: Телемост

Подключить напоминание>>

29 февраля 12:00
Рабочая встреча

Рабочая встреча членов Рязанского отделения ОДП

Адрес: г. Рязань, ул.Татарская д.21, оф.105

Запись: +7(915) 623-77-70

Подключить напоминание>>

29 февраля 17:00
Рабочая встреча

1 марта состоится рабочая встреча членов Комитета ОДП по транспорту и перевозкам.

О Комитете>>

Прием заявок Кандидатов в члены Комитета: Irina@oodp.ru

1 марта 12:00