РСПП предлагает поддержать творческий бизнес налоговыми послаблениями
20 февраля
Реализация федерального закона о развитии креативных индустрий сопряжена с рядом рисков — они изложены в проекте резолюции профильного форума РСПП, прошедшего во вторник в рамках Недели российского бизнеса. Из-за отсутствия в законе критериев субъектов творческих индустрий в эту категорию могут попасть лица, не имеющие отношения к созданию и реализации креативного продукта, а делегирование вопросов развития этого сектора экономики регионам может оставить его без реальной поддержки. В союзе предлагают альтернативный подход — стимулировать развитие креативных индустрий налоговыми льготами и преференциями для компаний, покупающих творческие продукты российских производителей.
О перспективах реализации федерального закона о креативных индустриях, вступившего в силу 5 февраля 2025 года, говорили участники профильного ежегодного форума РСПП. Мероприятие собрало федеральных и региональных чиновников, представителей творческого бизнеса и экспертов. Внимание к теме обусловлено планами правительства с помощью точечной помощи сектору увеличить долю креативного бизнеса в экономике РФ. Согласно утвержденной правительством еще в 2021 году Концепции развития креативных индустрий до 2030 года, их вклад в ВВП должен вырасти до 6%. В 2023 году, по данным Росстата, этот показатель составлял 3,5% (см. “Ъ” от 5 июля 2024 года).
Как отмечается в проекте резолюции форума (окончательную версию документа планируется сформировать на следующей неделе), опасения участников вызывают три момента.
Так, в законе отсутствуют критерии для отнесения юридических и физических лиц к субъектам креативных индустрий — их должны определить регионы. Из-за этого есть вероятность попадания в категорию тех, кто не имеет отношения к созданию и реализации креативного продукта. Кроме того, закон, как не раз отмечал “Ъ”, передает вопросы господдержки креатива в ведение субъектов РФ, а у них нет необходимых полномочий для создания полноценной системы поддержки.
Вопросы финансирования, авторских прав, охраны и защиты интеллектуальной собственности «являются предметом исключительного ведения Российской Федерации», подчеркивается в черновике резолюции. И, наконец, есть риск, что работа по созданию федерального (за него отвечает Минэкономики) и региональных реестров субъектов креативных индустрий не решит задачу по привлечению инвестиций в сектор.
Стимулировать развитие креативных индустрий, по словам президента РСПП Александра Шохина, могло бы снижение налоговой нагрузки. По его словам, в настоящее время обсуждается вопрос об освобождении от НДС всей цепочки оборотов прав, как сделано в IT-секторе и в кинопроизводстве. Эта мера — часть предлагаемого РСПП «налогового маневра». Помимо нее в свод вошли инициативы по освобождению от социальных и страховых взносов вознаграждений авторам используемых результатов интеллектуальной деятельности и применение повышающего коэффициента при списании затрат на покупку права использования объектов интеллектуальной собственности российскими промышленными компаниями.
Кроме того, участники предостерегают федеральные власти от замещения бюджетными средствами частных инвестиций в создание и распространение креативного продукта. В РСПП предлагают государству использовать косвенные форматы поддержки творческого бизнеса, например, госгарантии и субсидирование процентных ставок по кредитам под залог интеллектуальной собственности и частичное возмещение затрат на ее приобретение для создания и развития бизнеса.
Поясним, что формирование реестра должно позволить Минэкономики сформировать максимально широкий объем данных о субъектах креативных индустрий. По мнению, эксперта, на старте необходимо подумать о стимулирующих мерах. При этом понятно, что у одних регионов есть возможности для большой поддержки, а у других нет, подчеркнул эксперт. В этой связи, по его словам, встает вопрос о помощи со стороны федеральных властей. К настоящему времени, напомним, Минэкономики сформировало предварительный перечень креативных видов деятельности. В нем — 51 вид творческой деятельности, сгруппированный по 16 направлениям (см. “Ъ” от 17 февраля). Источник: КоммерсантЪ