В Госдуму внесли закон о введении реестра ушедших иностранных товарных знаков
1 апреля
Как говорится в пояснительной записке к документу, в 2022 году, в связи с началом специальной военной операции, значительное число иностранных компаний приостановило или прекратило свою деятельность на территории РФ.
В 2025 году наблюдается тенденция к возвращению иностранных брендов на российский рынок. Прогнозы на 2025 год указывают на возможное возвращение до 350 иностранных компаний. Уже наблюдаются случаи, когда иностранные компании, покинувшие российский рынок, рассматривают возможность возвращения. Например, автомобильный бренд Ssang Yong возобновил свою деятельность в России в четвертом квартале 2024 года.
Их возможное возвращение может создать риски для национальной экономики. Эти товарные знаки и фирменные обозначения, будучи принадлежащими транснациональным корпорациям (например, McDonald’s, IKEA, Н&М), обладают значительными финансовыми и маркетинговыми возможностями, что при их реинтеграции может привести к недобросовестной конкуренции, демпингу и вытеснению российских производителей с внутреннего рынка. Законопроект направлен на создание механизма защиты отечественных производителей посредством введения реестра иностранных товарных знаков и фирменных обозначений, чья деятельность была прекращена в связи с внешнеполитическими факторами.
Законопроект решает следующие задачи:
1. Создание единого публичного реестра иностранных товарных знаков и фирменных обозначений, прекративших коммерческую деятельность в России в связи с введением санкций, иных ограничительных мер или добровольным уходом.
2. Формирование прозрачного механизма принятия решений о включении товарных знаков и фирменных обозначений в реестр с учетом мнения представителей федеральных органов власти, предпринимательского сообщества и законодательной власти.
3. Введение ограничений в отношении хозяйствующих субъектов, использующих товарные знаки и фирменные обозначения, включенные в реестр, с целью предотвращения недобросовестной конкуренции и защиты отечественных производителей.
4. Исключение возможности юридического или административного выхода из реестра, что гарантирует необратимость последствий для товарных знаков и фирменных обозначений, владельцы которых приняли решение о прекращении деятельности в России.
Законопроект вводит новую главу 4.1 в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», устанавливающую правовой статус, порядок ведения и последствия включения в реестр иностранных товарных знаков и фирменных обозначений.
Реестр иностранных товарных знаков и фирменных обозначений ведется Правительством Российской Федерации.
Включение в реестр осуществляется на основании предложений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере торгово-промышленной политики, совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.
Решение о включении принимается межведомственной комиссией с участием представителей федеральных органов исполнительной и законодательной власти, а также бизнес-омбудсмена.
С данным законопроектом вносится отдельный законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части установления особенностей налогообложения прибыли организаций, использующих товарные знаки и фирменные обозначения, включённые в реестр иностранных товарных знаков и фирменных обозначений, прекративших деятельность по внешнеполитическим причинам». Его положения направлены на введение специального налогового режима, обеспечивающего выравнивание конкурентных условий между российскими производителями и хозяйствующими субъектами, использующими товарные знаки и фирменные обозначения из указанного реестра. Источник: alta